«УЧИТЕЛЬСКАЯГАЗЕТА»  http://www.ug.ru/article/744

 

«Подводные камни» ЕГЭ и ОГЭ 2014 года по русскому языку

 

Сегодня, 10 июня, станут известны первые результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку основного периода. А вчера, как сообщили мне учителя-русисты Великого Новгорода, они до позднего вечера проверяли работы, написанные учениками 9-х классов во время основного государственного экзамена (ОГЭ) по русскому языку (эти результаты будут обнародованы после 12 июня).

http://www.ug.ru/uploads/images/user/11001/small/Светлана%20Потапова.jpgСветлана Потапова

 

http://www.ug.ru/uploads/images/article/744/large/Темы%20части%20С%20%20поставили%20в%20тупик%20даже%20отличников.JPGТемы части С поставили в тупик даже отличников

 

Те, кто находится с учениками в доверительных отношениях, уже созвонились со своими подопечными после экзаменов. Узнаем, каковы же впечатления педагогов и детей о ЕГЭ и ОГЭ нынешнего года по одному из «судьбоносных» предметов – ведь от результатов экзамена по русскому языку зависит поступление в любой вуз России…

 

ита Лихачева хорошо подготовила учеников к экзаменационным испытаниям

 

Маргарита Лихачева, учитель русского языка и литературы школы №14 Великого Новгорода, много лет является членом комиссии по проверке части С экзамена для одиннадцатиклассников. Поэтому Маргарита Васильевна имеет возможность сравнить год нынешний и минувшие…

 

- Отличие части С ЕГЭ-2014 в ложной легкости предложенных тем, - считает Маргарита Лихачева. – При кажущейся простоте текстов практически все они имеют «подводные камни».

 

Если в предыдущие годы в каждом тексте можно было выделить, как правило, по 3 проблемы для обсуждения, то в нынешних текстах их… 6-7, редко – 5 и только в одном тексте – 3.

 

Для примера возьмем текст Николая Агафонова с названием «Про счастье». Вот какие проблемы следует, по мнению составителей задания, выделить в нем:

 

проблема счастья;

 

проблема нравственного выбора ради счастья;

 

проблема влияния общественного мнения на представление о счастье;

 

проблема поиска счастья;

 

проблема трудности поиска счастья.

 

Не правда ли, все предложенные варианты проблем схожи, как монозиготные близнецы? Рассудите сами. Если есть проблема счастья, то неминуемо возникает  ситуация выбора счастья. А на выбор влияет что? Конечно, прежде всего, общественное мнение. Счастье не падает с неба, его, естественно, нужно искать. И в этом поиске, конечно, возникнут определенные трудности.

 

Давать столь смежные проблемы в одном тексте было нельзя, считает Маргарита Лихачева. Проверяя ответы учеников, педагог всем сердцем переживала за тех, кто увидел здесь только одну проблему – проблему счастья, общую и глобальную, не поделенную искусственно на кусочки.

 

Так поступил, например, ученик 11 класса школы  №14 Николай Васильев. Коля написал о счастье искренне. Счастье, считает он, прежде всего в самореализации. Поэтому Коля надеется стать счастливым, если он поступит в военное училище, о котором выпускник давно мечтал и боролся за свою мечту, занимаясь спортом и ежегодно получая титул победителя городской игры «Зарница». Таков его пример из жизни. А в качестве литературного примера Коля Васильев привел заглавного героя чеховского «Ионыча». Однако, несмотря на то, что школа выпускает в жизнь мальчика Колю с хорошим знанием классической литературы и ясным пониманием счастливой жизни как жизни творческой и целеустремленной, Коля вполне может получить за задание С ноль баллов. Потому что тему не угадал!

 

Как тут не вспомнить – в качестве антипода поделенного на пять подпунктов счастья - знаменитое, обжигающее душу своей простотой «Счастье – это когда тебя понимают». В «Доживем до понедельника» Георгия Полонского есть и еще одна фраза, подходящая к теме нынешнего разговора: «Кто врал, работал по принципу У-два… Первое «у» - угадать, второе «у» - угодить… Когда чужие мысли, аккуратные цитатки… и пять баллов, считай, заработал…».

 

Аналогичный разбор можно устроить и по другим темам, считает Маргарита Лихачева. Вот список проблем, которые нужно было выделить в одной из тем:

 

проблема смысла жизни;

 

проблема поиска себя;

 

проблема поиска смысла жизни;

 

проблема призвания человека;

 

проблема становления молодого человека;

 

проблема личности.

 

Совершенно ясно, что все предложенные проблемы страдают тем же недостатком – они слишком похожи друг на друга и  при этом их число слишком велико для одного текста.

 

Справиться с этой трудностью большинству одиннадцатиклассников не под силу, подозревают педагоги. И ждут, увы, не слишком высоких результатов. Если прибавить к этому незнание некоторыми выпускниками собственно самих литературных произведений – на ЕГЭ нынешнего года, как и в прошлом году, нашлись молодые люди, приводящие в качестве литературных героев Колобка и Красную Шапочку – то картина становится совсем плачевной.

 

У девятиклассников на ОГЭ-214 по русскому языку оказались свои подводные камни, только связаны они не с незнанием или непониманием литературы. По мнению учителей-русистов, сами тексты, предложенные на экзамене, были подобраны в этом году очень хорошие, качественные, на нравственные, гражданские, патриотические темы – про семью, про Родину… Но вот сочинения-рассуждения, предложенные по этим текстам детям, почему-то оказались на лингвистические темы. Ученики должны были порассуждать, например, о том, какова в текстах роль эпитета, абзаца, местоимения… 

 

Большая часть педагогов, опрошенных мной, считает, что лучше бы учащимся такого возраста все же давать темы, связанные не с лингвистикой, а с понятийным содержанием материала. Тем не менее, по ожиданиям учителей в комиссиях, девятиклассники на экзамене по русскому языку должны показать более высокие результаты, чем ученики 11 классов. «Такое ощущение, - говорят преподаватели, что часть сдававших ОГЭ знала о предстоящих заданиях – значит, они были накануне выложены в интернет…». По ответам одиннадцатиклассников такого впечатления у новгородских педагогов не возникло.

 

Заглянем в будущее. Те же самые девятиклассники, кто на ОГЭ нынешнего года понял, что можно ничего не учить, а просто заглянуть в интернет, будут сдавать через два года ЕГЭ по русскому языку. И тогда неудивительно, если на страницах экзаменационных работ снова появится незабываемый персонаж – Колобок, удовлетворяющий, впрочем, сразу двум темам-близнецам: проблеме поиска жизненного пути и проблеме борьбы за существование. А что? Если не требовать от учеников знания литературы, а требовать угадывания искусственно созданных проблем, то разве не правы те, кто избрал своими литературными героями Колобка, Красную Шапочку и Микки Мауса? Так может быть, сделать Колобка эмблемой формального подхода к оценке эссе выпускников?       

 

Фото автора      

 

 

СМИ о Рособрнадзоре

 

29.08.2014     РИА Новости - "ЕГЭ в 2015 году: что ждет выпускников"

 

             

 

Выпускные экзамены в российских школах в новом учебном году претерпят ряд изменений. Для участников ЕГЭ вводятся профильный экзамен по математике и устная часть экзамена по иностранным языкам. Чтобы получить допуск к ЕГЭ, выпускники должны будут успешно написать сочинение. Проводить ЕГЭ планируется не в три, а в две волны — в апреле и в мае-июне. 

Об этих и других изменениях РИА Новости рассказали в Рособрнадзоре. 

 

"Президентское сочинение" 

 

Начиная с 2014/2015 учебного года, в число выпускных экзаменов в российских школах вернется сочинение. Соответствующее поручение президент РФ Владимир Путин дал правительству в декабре 2013 года. 

 

"Писать сочинение выпускникам предстоит в декабре, а пересдать его можно будет в феврале и конце апреля — начале мая. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сочинение может быть заменено изложением", — рассказали в Рособрнадзоре. 

 

Результатом итогового сочинения или изложения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.

 

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах были отобраны следующие тематические направления сочинений: "Недаром помнит вся Россия…" (к 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова), "Вопросы, заданные человечеству войной", "Человек и природа в отечественной и мировой литературе", "Спор поколений: вместе и врозь" и "Чем живы люди?" На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений. Они будут отличаться для разных часовых поясов и узнают их учащиеся перед экзаменом. 

Краткое сочинение-эссе, которое выпускники пишут при сдаче ЕГЭ по русскому языку, также сохранится, уточнили в Рособрнадзоре. А вот часть с выбором ответа из ЕГЭ по этому предмету в следующем году исчезнет. В ведомстве подчеркнули, что уровень сложности ЕГЭ по русскому языку не снизится после исключения тестовой части. Существенно сократится число заданий с выбором ответа и в ЕГЭ по другим предметам. 

 

 

Математика раздваивается ЕГЭ по математике в новом учебном году в соответствии с Концепцией развития математического образования в РФ, утвержденной Правительством в декабре 2013 года, будет разделен на два уровня: базовый и профильный. Выбор возможности проведения экзамена по математике на двух уровнях остается за регионами. Для получения аттестата об окончании школы достаточно будет сдать предмет на базовом уровне, доказав владение "математикой для жизни". 

"Однако, успешная сдача базового уровня не даст возможности для поступления в вуз, в котором математика включена в перечень вступительных испытаний", — сообщили в Рособрнадзоре. Для этого абитуриентам предстоит сдать профильный ЕГЭ по математике, по уровню сложности аналогичный ЕГЭ 2014 года. 

Базовый уровень будет вводиться по решению регионов, которые сами определят, проводить ли им ЕГЭ по математике на двух уровнях или ограничиться профильным экзаменом. 

 

На иностранных языках придется говорить 

На ЕГЭ по иностранным языкам участникам теперь придется не только сдавать письменный экзамен, но и демонстрировать свое умение говорить. Раздел, содержащий устные ответы на задания, пока будет добровольным, однако претендентам на высокие баллы сдавать его придется. 

"Максимальный балл (100) можно получить, если выпускник сдает и письменную часть, которая оценивается максимум в 80 баллов, и устную часть, которая оценивается максимум в 20 баллов", — пояснили в Рособрнадзоре. 

Открытый банк заданий 

 

Формироваться контрольные измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ на 2015 год будут частично из открытого банка заданий. Банк будет дополнен новыми заданиями, доступ к нему будет осуществляться на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), занимающегося разработкой экзаменационных заданий. 

По информации Рособрнадзора, свой комплект КИМ, как и в 2014 году, будет разработан для каждого из часовых поясов России, поэтому воспользоваться ими выпускники из других часовых поясов не смогут. 

Изменения процедуры

Традиционные три волны ЕГЭ (досрочная, основная и дополнительная) уйдут в историю, и с нового учебного года будут упразднены, проводить экзамены будут в апреле и мае-июне. Ранее экзамен в основную волну сдавали в России выпускники текущего года, а состав участников досрочной и дополнительной волн был регламентирован. 

 

"В соответствии с новым порядком, сдавать ЕГЭ все выпускники текущего и предыдущих лет смогут с апреля по июнь, при этом русский язык и математика являются обязательными предметами, а по остальным предметам надо будет определиться с выбором до 1 марта, как и в 2014 году. ЕГЭ в июле проводиться не будет", — рассказали в Рособрнадзоре.

 

Кроме того, обучающиеся получат возможность сдать ЕГЭ по отдельным предметам сразу, как только закончат их изучать, например, сдать ЕГЭ по географии можно будет после 10 класса. 

 

 Пересдать неудовлетворительный результат по любому предмету можно будет в независимых центрах проведения ЕГЭ, которые будут работать круглогодично. Там же в течение года можно будет пересдать и любой другой предмет для получения более высокого балла. 

 

При проведении ЕГЭ в следующем году Рособрнадзор планирует сохранить нововведения, обеспечившие прозрачность и честность экзаменационной кампании 2014 года. Во всех пунктах проведения экзамена будет осуществляться видеонаблюдение, при этом число аудиторий, где наблюдение ведется в режиме онлайн, будет максимально увеличено. Продолжат на ЕГЭ свою работу федеральные инспекторы и общественные наблюдатели, а Рособрнадзор будет вести мониторинг интернет-сайтов на предмет публикации недостоверных КИМ.

Источник:http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/press/index.php?id_4=4202

 

 

Раздел эссе сохранится в заданиях ЕГЭ после введения сочинения

 

Сайт УГ
В Рособрнадзоре напомнили, что итоговое сочинение будет введено в число обязательных выпускных экзаменов российских школьников начиная с 2014-2015 учебного года. Результатом итогового сочинения или изложения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.
Раздел эссе сохранится в заданиях ЕГЭ после введения итогового сочинения, которое выпускники школ будут писать, начиная с нового учебного года.
В Рособрнадзоре напомнили, что итоговое сочинение будет введено в число обязательных выпускных экзаменов российских школьников начиная с 2014-2015 учебного года. Писать сочинение выпускникам предстоит в декабре, а пересдать его можно будет в феврале и конце апреля— начале мая. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сочинение может быть заменено изложением.
Результатом итогового сочинения или изложения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.
В Рособрнадзоре добавили, что со следующего года из ЕГЭ по русскому языку будет исключена часть с выбором ответа. Сократится число заданий с выбором ответа и в ЕГЭ по другим предметам. В ведомстве подчеркнули, что уровень сложности ЕГЭ по русскому языку не снизится после исключения тестовой части.