Книги по методике преподавания: 

Авторами социоигровой педагогики являются Вячеслав Букатов и Александра Ершова. Мне нравятся социоигровые методические приёмы. 

  1. Александра Ершова, Вячеслав Букатов "Режиссура урока, общения и поведения учителя". - Москва, 2006. 

  2. Вячеслав Букатов "Секреты дидактических игр. Психология, методика, дисциплина". -М.,, 2010. 

  3. Вячеслав Букатов, Александра Ершова "Я иду на урок. Хрестоматия игровых приёмов обучения. М., для учителя". - Москва, 2000.

  4. Вячеслав Букатов "Педагогические таинства дидактических игр. Учебно-методическое пособие". - Москва, 2003. 

  5. Вячеслав Букатов "Тайнопись "бессмыслиц" в поэзии Пушкина. Очерки по практической герменевтике". - М., 1999. 

  6.          М. В. Ганькиной "Грамматическая аптечка".  

 Коллектив психологов и филологов под руководством академика Генриетты Григорьевны Граник создал замечательные книги, в которых раскрывается система обучения приёмам понимания учебного и художественного текстов. 

1.Генриетта Граник, Стелла Бондаренко, Лилия Концевая "Как учить школьников работать с учебником". - М.,1987.

 2.Генриетта Граник, Стелла Бондаренко, Лилия Концевая"Когда книга учит". - Москва, 1991.

 3.Генриетта Граник, Лилия Концевая "И...снова о Пушкине. Литературно-психологическое исследование произведений А.С.Пушкина". - Москва, 1999.

 4.Генри5.Генриетта Граник, Лилия Концевая "Драматурги, драматургия, театр". - М., 2001.етта Граник, Стелла Бондаренко, Лилия Концевая, Светлана Шаповал"Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы". - Москва, 2001.

  6.Генриетта  Граник, Стелла Бондаренко, Лилия Концевая "Как учить работать с книгой". - М.,2007. 

 7.Генриетта Граник, Лилия Концевая "Русская литература. От былин до Крылова. Книга для чтения". - М., 2007. 

 8.Г. Г. Граник, Л. А. Концевая, Е. Е. Динерштейн, К. В. Миронова "Я - другой. М. Ю. Лермонтов. Учебная книга по русской филологии". - Москва, 2011.

 9.Граник, Г.Г., Соболева, О.В."Путешествие в Страну Книги. Задачник по литературному чтению. Ч. 1. В гостях у Приставалок: учимся беседовать с текстом. Серия: Учимся понимать текст". - Москва, 1998.
10.Граник, Г.Г., Соболева, О.В. "Путешествие в Страну Книги. Задачник по литературному чтению.  Ч. 2. В гостях у Щелкунчиков: учимся извлекать смысл. Серия: Учимся понимать текст". - М.,1998.
11.Граник, Г.Г., Соболева, О.В. "Путешествие в Страну Книги. Задачник по литературному чтению. Ч. 3. В стране Вообразилия: учимся воображать. Серия: Учимся понимать текст". - Москва, 1998.
12.Граник, Г.Г., Соболева, О.В. "Путешествие в Страну Книги. Задачник по литературному чтению. Ч. 4. В Изумрудном городе: учимся мудрости и красоте. Серия: Учимся понимать текст". - Москва, 1998.

  Формирование пунктуационной грамотности - одна из важных задач учителя русского языка. В решении этой проблемы помогают книги (и журнальные статьи) коллектива под руководством академика Генриетты Григорьевны Граник, в которых разработана система обучения учащихся синтаксису и пунктуации русского языка.   

1.Генриетта Граник, Лилия Концевая, Стелла Бондаренко и другие"Синтаксис и пунктуация русского языка. Экспериментальный программированный учебник для III - IV классов". - Москва, 1970.

 2.Генриетта Граник, Стелла Бондаренко "Секреты пунктуации. Книга для учащихся среднего и старшего возраста". - Москва,  

3.Генриетта Граник, Стелла Бондаренко, Лилия Концевая"Секреты орфографии". - Москва. 1994.

 6.Генриетта Граник, Стелла Бондаренко "Русский язык. Синтаксис и пунктуация. 10-11 классы. Пособие для учащихся старших классов и абитуриентов". - Москва, 2002.

 7.Генриетта Граник, Лилия Концевая, Стелла Бондаренко, Галина Владимирская "Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация. 5-9 классы. Часть 1"и "Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация. 5-9 классы. Часть 2". - Москва, 2003.

 8.Генриетта Граник "Концепция курса "Русская филология". Почему нужны учебники нового типа". - Москва, 2007.

 9.Генриетта Граник, Наталья Борисенко, Галина Владимирская "Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы". - Москва, 2008.

 Формирование орфографической грамотности - одна из труднейших задач учителя в XXI веке.

 Некоторые книги приносят определённую пользу и учителю, и репетитору, и ученику.

  1.Михаил Панов "И всё-таки она хорошая! Русская орфография". -  М., 2007.

 2.Михаил Панов "Занимательная орфография". - Москва, 2010.

 3."Энциклопедический словарь юного лингвиста". Составитель Михаил Панов. - Москва, 2006.

 4.Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая "Секреты орфографии". - М.. 1994.

 5.Сергей Штильман "Как научить писать грамотно. Книга для учеников, родителей и учителей. Индивидуальная коррекция грамотности". - Москва, 2002.

 6.Сергей Штильман "Русский язык в старших классах. Орфография". -Москва, 2008.

 7.Сергей Штильман "Уроки русского языка в старших классах. Тема: орфография. Книга для учителей и учеников". -М..

 8.Александр Мурашов "Абсолютная грамотность. Пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента".

 9.Марина Павлова "Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП". - М., 2000.

 10.Борис Бадмаев, Борис Хозиев "Методика ускоренного обучения русскому языку". - Москва, 2001.

 11.Е.Иванова, А.Иванов "Русский язык без репетитора. Орфография. Пунктуация. Упражнения. Диктанты. Ответы"

 12.Ирина Голуб "Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко". -М.,2002.

 13.Татьяна Григорьева "Три века русской орфографии". -М.,2004.

 14.Вера Иванова "Трудные вопросы орфографии". - М.,1982.

 15.Лариса Селезнёва "Полный курс практического русского языка. Орфография и пунктуация. 22 урока". - М.,2010.

 16.Н.Л. Векшин "Русский язык в афоризмах". - М.,2008.

 17. Мария Ганькина"Грамматическая аптечка. Неотложная помощь в правописании".- М.,2005, 2010.

  

1.Игорь Милославский "Зачем нужна грамматика? Книга для внеклассного чтения. 8-10 классы". - Москва, 2000.

 2.Игорь Милославский "Как разобрать и собрать слово. Книга для учащихся". - Москва, 1993.

 3.Игорь Милославский "Культура речи и русская грамматика. Курс лекций". - Москва, 2002.

 4.Игорь Милославский "Морфологические категории современного русского языка". - Москва, 2011.

 5.Игорь Милославский "Краткая практическая грамматика русского языка". -Москва, 2010.

 6.Игорь Милославский "Русский язык для говорения и письма. Как мысли выразить себя, другому как понять тебя? Учебное пособие. 10-11 классы. Профильное обучение. Элективные курсы". - Москва, 2008.

 7.Игорь Милославский "Русский язык для говорения и письма. Как мысли выразить себя, другому как понять тебя? 10-11 классы. Профильное обучение. Методические рекомендации.  Элективные курсы". - Москва, 2008.

 8.Игорь Милославский "Кто ясно мыслит, не всегда ясно излагает. Русский язык в школе: зачем и чему учить".
9.Игорь Милославский "Как сдать ЕГЭ на "пятерку", рассказывает председатель Научно-методического совета ФИПИ по русскому языку, профессор МГУ Игорь Милославский".
10.Игорь Милославский "Органичная пошлость".
11.Игорь Милославский  Очерки "Родная речь"   в "Известиях".
12.Игорь Милославский "Великий, могучий русский язык". - журнал "Наука и жизнь", 2009, № 6.
13.Игорь Милославский "Русский язык как культурная и интеллектуальная ценность и как школьный предмет". - журнал "Знамя", 2006, № 3.
14.Игорь Милославский "Как сберечь родную речь".
15.Игорь Милославский "Как мысли выразить себя?". http://izvestia.ru/news/343868
16.Игорь Милославский "Мы сохраним тебя, русская речь". - "Учительская газета", 2003,
 № 30,31. ttp://www.ug.ru/archive/1007

 17.Игорь Милославский "Говорим правильно по смыслу или по форме?". - Москва, 2013.

   В 5-7 классах на уроках русского языка я довольно регулярно использовала весёлые и полезные книги Татьяны Рик о частях речи. Они позволяют в игровой форме изучать морфологию.

    Профессор Бакулина Галина Александровна разработала интересную методику обучения школьников русскому языку средствами субъективизации. 

 Некоторые методические приёмы этой системы я использую на уроках русского языка в средних классах.
О методике читать здесь.
Статьи Бакулиной в журнале "Русский язык в школе".
1.Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка. 4 (5) класс. Интеллектуальное развитие школьников.- М., 2004.

 2.Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка.6 класс. 

 3. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка.7 класс. Интеллектуальное развитие школьников.- М., 2006.

 4.Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка.8 класс. Интеллектуальное развитие школьников.- М., 2006.

 5.Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка.9 класс. Интеллектуальное развитие школьников.- М., 2006.
6.Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. -  Киров, 2000.
7.Бакулина Г.А. Методика обучения средствами субъективизации. - М., 2006.
8.Галина Александровна Бакулина, Екатерина Альвиновна Обухова, Наталья Владимировна Дембицкая. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка. - М., 2006.

    Рекомендую коллегам очень полезные книги учителя русского языка и литературы Сергея Леонидовича Штильмана.
1.Сергей Штильман "Уроки русского языка в старших классах. Тема: орфография. Книга для учителей и учеников". - Москва,

 2.Сергей Штильман "Русский язык в старших классах. Орфография". - Москва, 2008, 2012.

 3.Сергей Штильман "Как научить писать грамотно. Книга для учеников, родителей и учителей. Индивидуальная коррекция грамотности". - Москва, 2002, 2012.

 4.Сергей Штильман "Учимся читать классику от заглавия до последней строки". - Москва, 2002.

 5.Сергей Штильман "Опыты медленного прочтения русской классики". - Москва, 2000.

 Одна из важных задач современной школы - формирование общеучебных умений и навыков учащихся. Очень полезны для учителя книги Сергея Воровщикова.

 1.Воровщиков С.Г. "Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология". - Москва, 2005.

 2.Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. "Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать". - Москва, 2008.

 3.Воровщиков С.Г. "Азбука логичного мышления". - Москва, 2007.

 4.Воровщиков С.Г., Орлова Е.В., Каюда Г.П., Гладик Н.В. "Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников. Управленческий и методический аспекты". - Москва, 2009.

 5.Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. "Как корректно провести учебное исследование. От замысла к открытию" 

6.Воровщиков С.Г., Шамова Т.И., Новожилова М.М., Орлова Е.В. "Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся. Опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения". - Москва, 2009.

 Учителя, конечно же, знают немало книг о культуре речи и риторике. Меня заинтересовали пособия Александра Мурашова  с соавторами.

 1.Александр Мурашов "Учитель как речевая личность. Эпоха катастроф". - Москва, 2008.

 2.Александр Мурашов "Культура речи". - Москва, 2007.

 3.Александр Мурашов "Культура речи учителя". - Москва, 2002.

 4.Александр Мурашов "Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. Общая риторика в компактном изложении". - Москва, 2000.

 5.Александр Мурашов "Педагогическая риторика". - Москва, 2000.

 6.Александр Мурашов, Василий Русецкий "Культура речи. Практикум". - Москва, 2004.

 7.Александр Мурашов, Светлана Бондырева "Коммуникация. От диалога межличностного к диалогу межкультурному".

8.Александр Мурашов "Личность и речь: эпоха кризисов". - Москва, 2005.

 9.Александр Мурашов, Василий Русецкий "Культура русской речи. 10-11 классы". - Москва, 2006.

 10.Александр Мурашов "Культура русской речи. 10-11 классы. Методические рекомендации". - Москва, 2008.
Методические рекомендации к элективному курсу для 10-11 класса "Культура русской речи".
11.Александр Мурашов, Василий Русецкий, Игорь Шайтанов "Литература. Русский язык. 10-11 классы. Программы элективных курсов по филологическому профилю". - Москва, 2007.
Программа элективного курса по культуре русской речи.

  

Как приобщить подростков к чтению и книге в школе и библиотеке? Интересные стратегии, приёмы и формы я нашла в книгах, издаваемых "Русской школьной библиотечной ассоциацией".
1.Чтение как увлечение. Сборник статей. - Москва, 2007.

 2.Чтение с листа, с экрана и "на слух": опыт России и других стран. Сборник материалов для руководителей программ по продвижению чтения. - Москва, 2009.

 3.Школьному библиотекарю о семейном чтении. Сборник статей. - Москва, 2007.

 4.Семейное чтение в год семьи. Сборник статей. - Москва, 2008.

 5.Полозова Т.Д. О власти искусства слова и ценности чтения. - Москва, 2010.

 6.Добрынина Н.Е. Изучение читателей - детей и подростков в России XIX-XX вв. Учебное пособие. - Москва, 2006.

  7.Михалёва Т.И. Современный подросток в современном мире. Проблема формирования личности подростка в литературе 1960-2000 годов. - Москва, 2007.

 

Книги известного лингвиста Бориса Юстиновича Нормана уже давно привлекают моё внимание. Он доктор филологических наук, профессор Белорусского государственного университета. Норман занимается грамматикой языка, психолингвистикой, социолингвистикой, пишет увлекательные научно-популярные книги.
1.Русский язык в задачах и ответах. Сборник задач. - Москва, Флинта, Наука, 2011.

 2.Теория языка. Вводный курс. - Москва, Флинта, Наука, 2009.

 3.Русский язык в задачах и ответах. Для олимпиад, викторин и самообразования. - Москва, Новое знание, 2004.

 4.Лингвистика каждого дня. - Москва, Бизнес-Юнитек, 2004.

 5.Игра на гранях языка. - Москва, Флинта, Наука, 2006.

 6.Грамматика говорящего. От замысла к высказыванию. - Москва, Либроком, 2011.

 7.Лингвистические задачи. Учебное пособие. - Москва, Флинта, Наука, 2009.

    Образовательная технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" сейчас широко известна. Я к ней тоже неравнодушна. Рекомендую книги, которые оказались для меня полезными.
1.И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская  "Учим детей мыслить критически". - М., 2003

 2.И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек"Критическое мышление. Технология развития". - М., 2003.

 3.И. В. Муштавинская "Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя". - М., 2009.

 4.Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. "Развитие критического мышления на уроке". — М., 2004, 2012.

 5."Критическое мышление и новые виды грамотности". Сборник. - М., 2005.

 6.Игорь Загашев "Как решить любую проблему". - М., 2001.

 7.Стил, Дж.Л., Мередит К.С., Темпл, Ч., Уолтер С. "Основы критического мышления. Пособие 1". - М., 1997.

 8.Стил, Дж.Л., Мередит К.С., Темпл, Ч., Уолтер С. "Популяризация критического мышления: обучение чтению и письму в рамках проекта "Критическое мышление". Пособие 2". - М., 1997.
9.Дайана Халперн "Психология критического мышления". - М., 2000.

 

Психолого-педагогические работы Евгении Владиславовны Коротаевой полезны и интересны. Она доктор педагогических наук, профессор,  с 2002 г. работает заведующей кафедрой педагогики и психологии детства УрГПУ.

 1.Коротаева Евгения "Хочу, могу, умею". - М., 1997.

 2.Коротаева Евгения "Педагогические взаимодействия и технологии". - М., 2007.

 3. Коротаева Евгения "Психологические основы педагогического взаимодействия". - М., 2007.

 

 

Библиотекари обсудили проблему привлечения детей к чтениюКак приобщить детей к чтению?

 

          Как приобщить подростков к чтению и книге в школе и библиотеке? Этот вопрос, наверное, один из самых актуальных в современной школе. Интересные стратегии, приёмы и формы можно найти в   книгах, издаваемых "Русской школьной библиотечной ассоциацией".

 

1.Чтение как увлечение. Сборник статей. - Москва, 2007.
Статьи сборника рассказывают о поисках и находках в деле приобщения детей к книге и чтению, основная цель этой деятельности – гармонизация личности маленького человека. Сборник содержит региональные разработки, прошедшие апробацию в библиотеках с замечательными результатами.
2.Чтение с листа, с экрана и "на слух": опыт России и других стран. Сборник материалов для руководителей программ по продвижению чтения. - Москва, 2009.
Цель настоящей книги — помочь руководителям проектов по продвижению чтения, опираясь на работы известных авторов.

 

3.Школьному библиотекарю о семейном чтении. Сборник статей. - Москва, 2007.

 

Статьи сборника сгруппированы в четырех разделах: «Семейное чтение. Зачем?», «Растим сына, растим дочь», «Странички добрых советов», «Поиграем

 

4.Семейное чтение в год семьи. Сборник статей. - Москва, 2008.

 

Простые и интересные, занимательные для детей формы и методы привлечения к чтению помогут построить именно вокруг чтения семейный досуг, общение, сотворчество разных поколений одной семьи. Здесь читатель найдет советы не только о том, что и как читать, но и как без принуждения, просто и «незаметно» научить малыша читать самостоятельно. Поиграйте с вашими детьми и их друзьями в литературные игры. Пусть они разгадают несложные, но занимательные кроссворды, почитают стихи, разгадают загадки.

 

5.Полозова Т.Д. О власти искусства слова и ценности чтения. - Москва, 2010.

 

 Актуально, оригинально, продуктивно авторское понимание чтения как индивидуальной творческой деятельности, эстетического восприятия произведений искусства как основы целостного воздействия на развивающуюся личность, единства чувства-мысли-действия – как для литературного образования, так и для повышения действенности всей системы образования. Т.Д. Полозова – доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, член Союза писателей России. 

 

6.Добрынина Н.Е. Изучение читателей - детей и подростков в России XIX-XX вв. Учебное пособие. - Москва, 2006.

 

Учебное пособие освещает историю исследования чтения детей и подростков в России на протяжении двух столетий. XIX–XX вв. – чрезвычайно значимое время в становлении и развитии научно-исследовательской работы в области чтения различных социальных категорий и, прежде всего, подрастающего поколения. Основное место в книге закономерно занимает период второй по­ловины XX в., когда изучение читателей развивалось наиболее активно. 

 

 7.Михалёва Т.И. Современный подросток в современном мире. Проблема формирования личности подростка в литературе 1960-2000 годов. - Москва, 2007.

 

Главные темы книги - дети и родители; к проблеме взаимоотношений в семье; ученики и учителя; к проблеме нравственного влияния учителя; самоутверждение среди ровесников, поиски своего места в жизни; «природа – кормилица души»; литература о роли природы в нравственном и экологическом воспитании.

 

8. И.Тихомирова  «Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь-справочник для билиотекарей». – Москва,2006.

 

9. Кашкаров А.П. "Как приохотить ребенка к чтению.Нестандартная методика",Москва, 2011.  На страницах книги рассматриваются приемы и методы приобщения к семейном) чтению и мотивации личностного интереса. Даются опытные методические рекомендации со стороны родителя и педагога дополнительного образования. Вы узнаете о том, когда следует начинать читать малышу, как учить его чи гать перед сном, на что обращать внимание при чтении. Книга рассказывает о том, как сделать чтение привлекательным для ребенка младшего и среднего школьного возраста, как правильно вести беседы о прочитанном, дан рекомендательный список для подростка во время "летнего чтения".

 

 

 

            По рекомендациям С.Г.Ясинской  познакомилась с работами, в которых разработан  новый  подход к обучению чтению. Сейчас описано более 100 стратегий чтения, которые дают возможность  работать в ситуации "невыполненного домашнего задания" (дети к уроку не прочитали текст). "Использование на уроке предтекстовых и текстовых стратегий позволяет организовать работу с непрочитанным дома текстом, причём максимально дифференцировать и интенсифицировать процесс обучения, так как большая часть стратегий предусматривает индивидуальную, парную работу и работу в малых группах" (Романичева Е.С. Чтобы чтение и обучение чтению было успешным. - Русская словесность, 2012, №2, с.11).
 1.Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности.- М., Школьная библиотека, 2005.
В книге описаны инновационные технологии и стратегии обучения чтению, представлен опыт российских учителей и библиотекарей, работающих по этим технологиям, существенно влияющим на результаты обучения, образованности и воспитанности учащихся. Даны не только классификация и группировка стратегий обучения чтению, но и подробное их описание, методики увеличения скорости и качества чтения. Чтение рассматривается с позиции разных наук, таких как философия, социология, психология, физиология, библиотерапия, лингвистика, психолингвистика, социолингвистика, литературоведение. 
Ценность издания - как в описании российских моделей приобщения детей к чтению, разработчиком которых является автор, так и в освещении зарубежного опыта.
 2.Homo Legens. Человек читающий. Выпуск 3. Сборник статей. - М., Школьная библиотека, 2006.
Статьи сборника посвящены самым разнообразным аспектам феномена чтения. Это вопросы детского, подросткового и семейного чтения, методики обучения чтению, история и методология чтения и др. Авторы сборника - специалисты в области чтения: культурологи, педагоги, психологи, библиотекари.
Читать здесь
3.Материалы научно-практической конференции "Чтение и грамотность – инструмент развития личности и общества", г. Москва, 8-9 сентября 2006 г.
Читать здесь
4.Материалы первой международной конференции "Чтение и грамотность в образовании и культуре", г. Москва, 26-29 марта 2009 г.
5.Homo Legens. Человек читающий. Выпуск 4. Сборник статей. - М., 2006.
 В статьях четвертого выпуска научного сборника "Человек Читающий" отражены разнообразные теоретические и практические аспекты феномена чтения. Авторы сборника - специалисты в области педагогики, культурологии, психологии, читателеведения, философии и социологии чтения - рассматривают вопросы, связанные с читательским поведением молодежи, формированием ее грамотности, а также методологические аспекты приобщения к чтению. Сборник представляет практический интерес для библиотекарей, а также педагогов разных специализаций, как школьных, так и вузовских, поскольку чтение (и понимание прочитанного) является основой всякого образовательного процесса.  
6.Человек читающий. Homo Legens-2. Сборник статей. - М., Российский институт культурологии. 2000.Содержание: 1. Сегодняшние ЧИТАТЕЛИ: какие они и что читают. Бутенко И.А. Чтение на рубеже веков: кто, что и сколько читает. Бирюков П. В. Чтение и компьютер в жизни студентов. Фридлянд О.А. Почему читают любовные романы (социальная мифология как особенность жанра) . Голубева Е. И. О читательских предпочтениях подростков 11-15 лет (по материалам Всероссийского конкурса читательских симпатий "Золотой ключик-98"). Чудинова В. П. Читающие дети в мире книжной и электронной культуры. 2. Из истории библиологической культуры. Прядко И. П. "Простое прилежное читание" (о двух путях овладения литературным языком). Кудрявцева Е.Б. Дети и книги в России конца ХУШ века. Бирюков Б. В. "Цель вполне практическая. Только и всего". Репрессированная книга: истоки явления. Маркова Е. В. Из истории российской культуры XX века. О судьбе выдающегося библиотековеда. 3. Чтение, образование, развитие личности. Бирюкова Л. Г. Методика обучения и стимулирования чтения 1990-х годов: Сметанникова Н. Н. Значение чтения для решения задач образования (о роли и месте преподавателя в средней и высшей школе). Мешков С. В. Библиотеки и неравенство: город.деревня (немного статистики). Бирюков Б. В., Бирюкова Л. Г., Сметанникова Н.Н. О Международной ассоциации чтения, ее конгрессах и работе Московского отделения.
7.Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ. Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии.
8.Homo legens. Памяти Сергея Николаевича Плотникова. [Под ред. Б.В.Бирюкова]. - М., 1999.

 

 

Обучение морфологии на уроках русского языка

 

http://3.bp.blogspot.com/-zP3624x2Y7c/Tr0ryHrGshI/AAAAAAAACV8/uE5W9oDI-0E/s1600/1.jpg    В 5-7 классах на уроках русского языка я довольно регулярно использовала весёлые и полезные книги Татьяны Рик о частях речи. Они позволяют в игровой форме изучать морфологию.
Сайт Татьяны Рик
1.Татьяна Рик "Здравствуй, дядюшка Глагол!".
Эта книга позволит легко, без напряжения, но основательно усвоить и повторить сложные грамматические правила, связанные с глаголом. Путешествуя по волшебной стране Речь, герои книги учатся спрягать глаголы, различать переходные и непереходные, возвратные и безличные глаголы, получают представление о времени и наклонении глагола, а также о многом другом.
http://1.bp.blogspot.com/-knBiOVPWXIY/Tr0saTgAEhI/AAAAAAAACW8/_DGbnqI5fLg/s1600/2.jpg2.Татьяна Рик "Как живёшь, Наречие?".
Путешествуя по волшебной стране Речь, герои книги учатся различать наречия среди иных слов, классифицировать, правильно писать и использовать их, получают представление о степенях сравнения наречий.
3.Татьяна Рик "Как дела, Деепричастие?".
http://3.bp.blogspot.com/-V8F8z15b5kE/Tr0r0BuVMtI/AAAAAAAACWM/iInX3YlgqgY/s1600/3.jpgВ этой книжке ребята встретятся с Деепричастием - маленьким сыном Наречия и Глагола-второго. Вечером на чердаке они расскажут друг другу потрясающие страшилки-пугалки: про блокнотик-глотатель и ковер-гипнотизер, про влюбчивого Васю и черную туфельку - истории, полные деепричастий и деепричастных оборотов. Прочитав все сказки и страшилки и проставив везде запятые, ребята станут очень крупными специалистами по деепричастиям!
http://4.bp.blogspot.com/-6LkP-1S8nu4/Tr0r08hZvjI/AAAAAAAACWU/ERRrGkWhwkc/s1600/4.jpg4.Татьяна Рик "Доброе утро, Имя Прилагательное!".
Занимательный учебник продолжает серию, начатую книгой о существительном. Веселая художница Имя Прилагательное поможет изучить морфологию русского языка ребятам от 1 до 7 класса. У нее в гостях можно поиграть, пофантазировать и, главное, узнать все о прилагательном.
http://2.bp.blogspot.com/-DtFbaMpOclY/Tr0r9Gdu3dI/AAAAAAAACWc/7j5FuuirZm4/s1600/5.jpg5.Татьяна Рик "Здравствуйте, Имя Существительное!".
Настоящая книга - первая из серии учебников о частях речи. Добрый волшебник Имя Существительное приглашает в гости ребят от 1 до 7 класса. Познакомиться и подружиться с существительным ребятам помогут игра и сказка. Учиться легко и радостно, если разбираешься в падежах и склонениях.
http://1.bp.blogspot.com/-LbP8lPrq25Q/Tr0r9sOBuWI/AAAAAAAACWk/gcVtwCWjd2M/s1600/6.jpg6.Татьяна Рик "Привет, Причастие!".
В этой книжке вы встретитесь с индейцами, влюблённым землеедом, рыцарями, шпионами и даже с межгалактической полицией. Вас ждут опасности, погони, необыкновенные приключения, которые помогут вам изучить причастие. Вы даже не заметите, как, преследуя Неуловимого Джо, научитесь писать Н и НН в причастиях и правильно выделять запятыми причастный оборот.
http://2.bp.blogspot.com/-m8dn0gqBRFQ/Tr0r9yWdyiI/AAAAAAAACWs/wfM4Mzs7TRk/s1600/7.jpg7.Татьяна Рик "Чудеса в 5 "А".
 Если вы думаете, что русский язык - ужасно скучный предмет, то вам просто не повезло. Если бы ваша учительница была фея, то скучать бы не довелось. В этой книжке пятиклассники то ищут клад, то ловят какого-то неизвестного зверя, то помогают птице-царице, то обезвреживают злую волшебницу Магдалену. И все это - веселые уроки по русскому языку. Они будут интересны не только пятиклассникам, но и ученикам 3, 4 и 6 класса, а также родителям, учителям и методистам.
8.Татьяна Рик "Игры на уроках русского языка. 5 класс".
http://2.bp.blogspot.com/-BVp7h_iTfWk/Tr0r-iHw9TI/AAAAAAAACW0/BPITjsXua_o/s1600/8.jpgКнига содержит конспекты оригинальных игровых уроков, разработанных в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к обучению русскому языку в общеобразовательной школе. Представлены игровые задания и сюжетно-ролевые игры, дидактические сказки, рассказы и стихи, способствующие быстрому и прочному усвоению учебного материала, повышению уровня грамотности и культуры речи учащихся, развитию их творческих способностей.

 

 

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=332309339-09-72&n=21Максим Кронгауз

 

Ученый-лингвист Максим Кронгауз — человек, взявшийся показать (и показавший), что речь нынешних россиян может быть не только объектом критики, но и объектом пристального изучения. Научная карьера Кронгауза отличается изрядной последовательностью — окончив филфак МГУ и получив диплом лингвиста, он с тех пор чуть ли не каждый год одну за другой брал новые академические высоты. Кронгауз был среди основателей Института лингвистики РГГУ — одного из наиболее заметных центров изучения языков в постсоветской России. В последние годы занимается в основном изучением современного русского языка. Год назад написал книгу «Русский язык на грани нервного срыва», в которой призывает коллег и чиновников не впадать в истерику по поводу состояния родного языка. Регулярно публикует статьи в газетах и журналах — в них Кронгауз раз за разом доказывает, что лингвистика — это отнюдь не только сухие выкладки, но и захватывающая работа мысли.

 

        Публикации:

 

 

 

 

Библиография книг автора

 

Семиотика, или Азбука общения

Крейдлин Г.Е. Кронгауз М. Семиотика, или Азбука общения   Предлагаемая книга адресована детям 10-13 лет. Это первая из задуманных в серии книг о языке. Авторы ее - профессиональные лингвисты. Используя интересный материал, они знакомят читателей с семиотикой, наукой о знаках и знаковых системах. Безусловно, книга заинтересует и преподавателей-гуманитариев....

 
   

Самоучитель олбанского

Кронгауз М.  Самоучитель олбанского   Олбанский язык? Это тот странный русский, который существует в интернете? Произнося слово \"олбанский\", мы вспоминаем \"В Бобруйск, жывотное!\" и \"аффтар жжот\", подмигиваем и хохочем. В этой книге автор тоже много смеется и рассказывает забавные истории появления слов и выражений олбанского языка

.

   

 

  •  

 

Русский язык на грани нервного срыва. 3D

Кронгауз М.   Русский язык на грани нервного срыва. 3D  Мир вокруг нас стремительно меняется, и язык меняется вместе с ним. Кто из нас не использует новые слова, и кто в то же время не морщится, замечая их в речи собеседника? Заимствования, жаргонизмы, брань - без чего уже не обойтись - бесят на и, главное, дают повод для постоянного брюзжания....

.

   

Семантика

Кронгауз М. Семантика  В предполагаемом учебнике семантика рассматривается как лингвистическая дисциплина, изучающая план содержания языковых единиц, их функционирование в языке и речи. Исследуется прежде всего лингвистическая семантика, одновременно с этим затрагиваются и различные связанные с ней дисциплины, в том числе и из других областей знания.... 

 
   

 

  •  

 

     
   

Русский язык на грани нервного срыва

Кронгауз М.   Русский язык на грани нервного срыва  Начиная с 80-х годов русский язык изменяется настолько быстро, что в обществе возникают тревожные, а порой панические настроения. Все чаще говорят не только о порче, но уже и о гибели русского языка....

 
   

 

  •  

 

Семантика: задачи, задания, тесты. Гриф УМО МО РФ

Кронгауз М.   Семантика: задачи, задания, тесты. Гриф УМО МО РФ  В пособии предлагаются практические задания различного типа по курсу лингвистической семантики, большинство из которых специально составлены автором и являются полностью уникальными; в некоторых случаях используются уже известные лингвистические примеры....

 
   
 

Крейдлин Г.Е. Кронгауз М. Семиотика, или Азбука общенияПредлагаемое учебное пособие знакомит читателя с семиотикой -наукой о знаках и знаковых системах. Авторы, профессиональные лингвисты, знакомят читателей с ситуациями общения на языке и без языка, с различными знаковыми системами, рассказывают о знаках в культуре (числа, руки, камни - как знаки). В текст учебного пособия включены интересные истории о знаках, разнообразные задания и задачи ...

 
   

 

 

 

 

Книги лингвиста Андрея Зализняка

 

http://4.bp.blogspot.com/-V-t-unonjMw/Tvr5N97r8LI/AAAAAAAACq4/K4Sa_sBE1Yk/s1600/11.jpg

 

Андрей Анатольевич Зализняк - крупнейший российский лингвист. Действительный член (академик) Российской академии наук по Секции литературы и языка Отделения истории и филологии (1997), доктор филологических наук (1965). Лауреат Государственной премии России 2007 года. Награждён Большой золотой медалью имени Ломоносова Российской академии наук (2007).
Я уже прочитала некоторые его труды (не самые сложные) с интересом.
http://2.bp.blogspot.com/-wFpYjmfPpjo/Tvr4Rf6IDGI/AAAAAAAACpw/-3nAaYYBpQg/s1600/1.jpg1.Зализняк А. "Грамматический словарь русского языка. Словоизменение". - М., 1987.
Словарь отражает современное словоизменение, т. е. скопление существительных, прилагательных, местоимений, числительных и спряжение глаголов. Словарь содержит около 100000 слов, расположенных в обратном алфавитном порядке, т. е. по алфавиту конечных, а не начальных букв слова. Каждое слово имеет при себе грамматическую помету и индекс, отсылающие к "Грамматическим сведениям", где даны образцы склонения и спряжения, по которым читатель может установить словоизменение интересующего его слова. Чтобы ускорить поиск образца, над каждой страницей словаря перечислены встретившиеся на ней индексы с указанием той страницы "Грамматического сведения", где приводится соответствующий образец склонения или спряжения.
http://3.bp.blogspot.com/-4RZwWrE1zZQ/Tvr4b0jGwQI/AAAAAAAACp8/PbfXmbVYx6E/s200/2.jpg2.Зализняк А. "Русское именное словоизменение". - М., 1967.
Книга содержит классификацию типов склонения имён (существительных, прилагательных, причастий, числительных, местоимений) в русском литературном языке и правила образования всех словоформ любого русского слова. Содержащееся в монографии описание системы русского именного словоизменения имеет большое значение для обучение русскому языку и разработка автоматического синтеза русского текста, а также для изучения славянских языков.
http://1.bp.blogspot.com/-KF0lSbSQ6Xw/Tvr4uuAYE9I/AAAAAAAACqI/Jc5NyF8csPM/s1600/3.jpg3.Зализняк А. "Труды по акцентологии. Том 1". - М., 2010.
В настоящем издании собраны работы по современной русской и древнерусской акцентологии, написанные на протяжении нескольких десятилетий, - как уже публиковавшиеся ранее, так и новые. Первый том содержит исследования в области современной и исторической акцентологии русского языка. Важнейшую его часть составляет обобщающая работа "От праславянской акцентуации к русской", содержащая изложение основ акцентологии современного русского языка и основ истории русского ударения.
За ней следуют работы, посвященные отдельным более узким проблемам современного русского ударения и истории его формирования. Особое место среди них занимает подробное акцентологическое описание двух важных для истории русского ударения памятников - "Мерила Праведного" XIV века и "Космографии" Мартина Вельского XVI века.
http://4.bp.blogspot.com/-Sn56w2GmLcg/Tvr40inF9-I/AAAAAAAACqU/GH5aOIzdKik/s1600/4.jpg4.Зализняк А. "Труды по акцентологии. Том 2. Древнерусский и старовеликорусский акцентологический словарь-указатель (XIV-XVII века)". - М., 2011.
Второй том содержит древнерусский и старовеликорусский акцентологический словарь-указатель, включающий около 7400 слов. Он состоит из двух частей - общей и специальной (посвященной именам собственным). Словарь-указатель отражает, во-первых, древнерусский и старовеликорусский материал, обсуждаемый в первом томе, во-вторых, дополнительный акцентологический материал, извлеченный непосредственно из более чем 70 памятников XI-XVII веков. Словарь-указатель совмещает функцию обычного указателя с функцией акцентологического словаря. В этом последнем качестве он представляет собой пособие, которое в рамках достаточно представительного корпуса слов позволит читателю непосредственно получить ответ на вопрос, каково было прежнее ударение того или иного современного слова и что случилось с его ударением за последние 500-700 лет.
http://2.bp.blogspot.com/-sfDX2RcnMxQ/Tvr47sUEZ4I/AAAAAAAACqg/bRp1pztlh6s/s1600/5.jpg5.Зализняк А. "Древнерусские энклитики". - М., 2008.
Книга посвящена малоизученной проблеме исторического синтаксиса русского языка - функционированию и исторической эволюции древнерусских энклитик, то есть безударных слов, примыкающих в просодическом отношении к предшествующему слову фразы. В число энклитик входили частицы (же, ли, бо, ти, бы), местоименные словоформы (ми, ти, си, мя, тя, ся, ны, вы и др.) и связки (есмь, ecu и т. д.). В книге на материале большого числа древних памятников, в первую очередь берестяных грамот и летописей, показано, что в древнерусском языке расположение энклитик во фразе подчинялось строгим закономерностям, знание которых оказывается существенным для правильного понимания древнерусских текстов. Детально исследована также эволюция энклитик на протяжении XI-XVII веков, в ходе которой часть энклитик исчезла, а энклитика ся превратилась из самостоятельного слова в неотделимую составную часть глагольной словоформы.
http://2.bp.blogspot.com/-iLvfr7RxBSQ/Tvr5AkTj1WI/AAAAAAAACqs/Zm4q1P7aYlk/s1600/6.jpg6.Зализняк А.  "Из заметок о любительской лингвистике". - М., 2010.
В современных публикациях получили заметное распространение любительские рассуждения о происхождении слов, основанные не на науке об истории языков, а на наивном представлении, что для таких рассуждений не требуется никаких специальных знаний, достаточно простых догадок. При этом на основании любительских догадок о происхождении слов в таких сочинениях часто строятся совершенно фантастические выводы об истории целых народов. В работе А.А.Зализняка "Из заметок о любительской лингвистике" показано, чем такие рассуждения отличаются от профессиональной лингвистики и почему они не имеют шансов вскрыть истинную историю слов. Особое внимание уделено самому яркому примеру использования любительской лингвистики для построения фиктивной истории многих стран - так называемой "новой хронологии" А.Т.Фоменко.
7.Зализняк А. "Слово о полку Игореве". Взгляд лингвиста". - М., 2007.
http://3.bp.blogspot.com/-vu7huaQrBz4/Tvr5UIDGggI/AAAAAAAACrE/2F9b5Gl3kKA/s1600/7.jpgУже двести лет не прекращается дискуссия о том, что представляет "Слово о полку Игореве", - подлинное древнерусское произведение или искусную подделку под древность, созданную в XVIII веке. С обеих сторон в эту дискуссию вложено много страсти, в нее часто привносятся и различные ненаучные элементы, так что иногда нелегко отделить в ней научную аргументацию от эмоциональной. Гибель единственного списка этого произведения лишает исследователей возможности произвести анализ почерка, бумаги, чернил и прочих материальных характеристик первоисточники. Наиболее прочным основанием для решения проблемы подлинности или поддельности "Слова о полку Игореве" оказывается в таких условиях язык этого памятника. Настоящая книга посвящена изучению именно лингвистической стороны данной проблемы. В ней систематизируются аргументы за и против подлинности памятника и оценивается относительный "вес" тех и других.
8.Зализняк А. "Древненовгородский диалект". - М., 2004.
http://2.bp.blogspot.com/-eQVzCSm-krk/Tvr5hOnM8DI/AAAAAAAACrQ/UK1zsGV5Gl8/s1600/8.jpgКнига состоит из двух частей. Первая часть содержит общее описание диалекта древнего Новгорода XI-XV вв., построенное в основном на материале новгородских берестяных грамот. Вторая часть - заново выверенные тексты всех известных к концу 2003 г. берестяных грамот, за исключением самых маленьких фрагментов. Все удовлетворительно сохранившиеся грамоты снабжены переводом и комментариями. В книгу включен также сводный словоуказатель ко всем берестяным грамотам и обратный индекс к нему.
9.Зализняк А. "От праславянской акцентуации к русской".- М., 1985.
http://4.bp.blogspot.com/-G_SvfcOLejw/Tvr5k_8TzpI/AAAAAAAACrc/rBp50vMvQWw/s200/9.jpgКнига представляет собой первое целостное описание исторической эволюции акцентной системы русского языка от праславянской к современной. Монография входит в цикл работ (коллектива авторов) по диахроническому обследованию славянских акцентных систем, подготавливающих создание "Сравнительного акцентологического словаря славянских языков".    
10.В. П. Янин, А. А. Зализняк, А. А. Гиппиус "Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1997-2000 годов. Том 11". - М., 2004.
http://3.bp.blogspot.com/-VUD9l-LtgE8/Tvr5uLwBt_I/AAAAAAAACro/ZOmRLR-fuOc/s1600/10.jpgВ томе публикуются новгородские берестяные грамоты из раскопок 1997-2000 гг., а также грамоты из Старой Руссы (из раскопок 1988-1999 гг.) и из Торжка (из раскопок 1985-2001 гг.). В том включены также надписи на деревянных цилиндрах (из новгородских раскопок 1951-1999 гг.) и свинцовая грамота № 2, найденная в 1997 г. Вторую часть тома составляют комментарии ко всему имеющемуся ныне корпусу берестяных грамот, а также к древнерусским надписям на стенах киевских и новгородских церквей.

 

 

 

 

Книги лингвиста Александра Мурашова

 

https://lh5.googleusercontent.com/-Ib61u32k7N4/TY4PqDHiwVI/AAAAAAAABZo/arUDL8TwqiA/s1600/1.jpg
Учителя, конечно же, знают немало книг о культуре речи и риторике. Меня заинтересовали пособия Александра Мурашова  с соавторами.
1.Александр Мурашов "Учитель как речевая личность. Эпоха катастроф". - Москва, 2008.
https://lh6.googleusercontent.com/-lynQEfVbiaI/TY4Prce2f2I/AAAAAAAABZs/DEmpvaZKUGg/s1600/2.jpgДиапазон затрагиваемых автором вопросов значительно шире рамок лингвистики. Это не только рассуждения о вызванной слабым знанием языка неряшливости в построении фраз, о методах установления и поддержания говорящим контактов со слушателями, о проблемах русского языка в странах СНГ, о влиянии кризисных явлений на коммуникативные связи человека. Это размышления об анархической свободе и искаженной системе ценностей, об антивоспитательной роли ряда художественных произведений и телепередач, о положении и роли учителя в обществе.
2.Александр Мурашов "Культура речи". - Москва, 2007.
https://lh4.googleusercontent.com/-10Wr78LXw7A/TY4PsK3BsoI/AAAAAAAABZw/uCJ9wgcjasE/s1600/3.jpgВ пособии  рассматриваются нормативность речи (нормы произношения, ударения, морфологии; особенности функционирования слов - как в истории языка, так и в наше время) и целесообразность (качества речи; ее контексты, выразительные возможности). Культура речи - средство создания языковой "картины мира", определяющей социально-психологические особенности личности, группы людей, целого народа. В книге проводятся необходимые историко-культурные экскурсы, позволяющие увидеть динамику языковых норм и прогнозировать их дальнейшее развитие.
3.Александр Мурашов "Культура речи учителя". - Москва, 2002.
Книга представляет собой учебное пособие по курсу `Культура речи`, введенному для всех специальностей педагогических вузов. Освоив этот курс, педагог сможет грамотно, целенаправленно, точно и корректно оперировать главным орудием воздействия и взаимодействия с учащимися и воспитанниками - речью. Профессиональное мастерство приходит к нему через мастерство общения. Он новыми глазами увидит и оценит учебно-воспитательные ситуации, в которых бывал сам, и найдет оптимальные средства речевого реагирования, взаимодействия с учащимися.
4.Александр Мурашов "Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. Общая риторика в компактном изложении". - Москва, 2000.
https://lh5.googleusercontent.com/-llABPye2QUc/TY4Pse51JoI/AAAAAAAABZ0/qq6I-mAiZ4w/s320/4.jpgЭта книга рассказывает о том, как в общении и через общение достигать поставленной цели, как решить проблемы, если умеешь выразительно, логично, точно и емко оформить свою мысль. В компактной форме излагается многовековая риторическая мудрость, и пособие станет настольной книгой каждого, для кого удачно построенная речь - путь к профессиональному становлению и самореализации. Воздействие - взаимодействие - успех - это "золотая формула" диалога. Его секреты раскрывает автор, предлагая одновременно ряд практических заданий.
5.Александр Мурашов "Педагогическая риторика". - Москва, 2000.
https://lh5.googleusercontent.com/-fYme3IRYNdo/TY4PtIkymiI/AAAAAAAABZ4/m39PtDaARtk/s1600/5.jpgУметь вести урок - это значит уметь вести за собой. Учитель, умеющий говорить, становится и командиром, и художником, и режиссером урока-действа. Педагог начинается с риторики - науки о речи, о влиятельной речи авторитетного человека. У владеющего педагогической риторикой не может быть сорван урок. Он имеет силу не прощать себе слабостей в речи. В книге - анализ различных ситуаций общения, помогающих развивать педагогические навыки. Это умение приковывать и удерживать внимание, никогда не проигрывать в спорах, делать урок неповторимым.
6.Александр Мурашов, Василий Русецкий "Культура речи. Практикум". - Москва, 2004.
https://lh3.googleusercontent.com/-_akjE37YeQc/TY4Pt0MR3ZI/AAAAAAAABZ8/M0PzQCFmpmk/s1600/6.jpgЛогика заданий предусматривает вначале работу с микроструктурами (слово, словосочетание), затем - переход к предложению и тексту. Работа над текстом ведется от анализа в соответствии с отдельными вопросами и заданиями к импровизированию (изменению важнейших категорий и блоков, авторской позиции) и самостоятельному составлению фраз, сверхфразовых структур, текстов.
7.Александр Мурашов, Светлана Бондырева "Коммуникация. От диалога межличностного к диалогу межкультурному". - Москва, 2007.
https://lh6.googleusercontent.com/-_eyNYie5p8Y/TY4PuhSFN6I/AAAAAAAABaA/aYdTTu9qndo/s1600/7.jpgКнига написана как пособие по курсам практической коммуникации ("Культура речи", "Риторика", "Психология общения") с использованием материалов по этонопедагогике и этнопсихологии. Она обосновывает философскую и педагогическую концепцию диалога народов и культур, являющегося базой в этнокультурном взаимодействии. Авторы показывают, что диалог межкультурный начинается с диалога межличностного; условия его организации, поддержания, оптимизации представлены с позиций педагога, психолога, филолога.
8.Александр Мурашов "Личность и речь: эпоха кризисов". - Москва, 2005.
https://lh3.googleusercontent.com/-uaN9iJ9pjIc/TY4Pvj2KHYI/AAAAAAAABaE/0fTVQPtIl1Q/s1600/8.jpgКнига рассказывает о речевой личности и о русской речи, находящейся ныне в состоянии глубокого кризиса. Показаны истоки и факторы кризиса: расширение нецензурной брани, сленга, лавинообразное заимствование англицизмов, появление новых слов, правописание которых не утвердилось, что вносит хаос и в лингвистику, и в психологию человека и нации. Особое внимание уделено показу и анализу средств психологического воздействия посредством организованных речевых структур; читатель познакомится с этими средствами и приемами, а также узнает способы защиты от программирующих технологий.
9.Александр Мурашов, Василий Русецкий "Культура русской речи. 10-11 классы". - Москва, 2006.
https://lh6.googleusercontent.com/-hcIzyfoETcY/TY4PwItH-4I/AAAAAAAABaI/51-1JiQdglQ/s1600/9.jpgКнига с опорой на краткую теорию обобщает и систематизирует основные сведения о культуре речи. Грамматическая правильность, стилистические нормы, логика построения высказывания - вот далеко не полный перечень тем, представленных в пособии. С помощью проблемных, нестандартных заданий книга учит яркой, выразительной, правильной русской речи, предлагает увлекательные коллективные (в творческих экипажах) и индивидуальные формы работы.
10.Александр Мурашов "Культура русской речи. 10-11 классы. Методические рекомендации". - Москва, 2008.
Методические рекомендации к элективному курсу для 10-11 класса "Культура русской речи".
Скачать книгу
здесь
11.Александр Мурашов, Василий Русецкий, Игорь Шайтанов "Литература. Русский язык. 10-11 классы. Программы элективных курсов по филологическому профилю". - Москва, 2007.
Программа элективного курса по культуре русской речи.

 

 

 

 

 

Проза 19 века в книгах литературоведа Валентина Недзвецкого

 

http://2.bp.blogspot.com/-wcOEsv2Qzgs/Ud_oNDAjyKI/AAAAAAAAIBA/sT9Z39YAvwI/s200/2.jpg     В последнее время с пользой и интересом прочитала несколько книг известного литературоведа Валентина Александровича Недзвецкого. Поэтому рекомендую его труды коллегам. 
Об учёном
1.Роман И. А. Гончарова "Обломов". Путеводитель по тексту. - М., 2010.
Как изменился первоначальный замысел центрального гончаровского романа? Каков его подлинный конфликт, что лежит в основе сюжета и почему "Обломов" состоит из четырех частей? Что придало заглавному герою произведения значение общенациональное и всечеловеческое, а "обломовщину" уравняло с понятием "гамлетизма", "платонизма", "донкихотства", "донжуанства" и т.п.? Как систематизированы все мужские и женские персонажи романа и чем отличаются друг от друга олицетворенные ими "образы жизни", а также представления о любви, браке и семейном доме! О чем тоскует в "крымской" главе романа Ольга Ильинская? Это только часть вопросов, обстоятельные ответы на которые содержит настоящая книга. Написанная известным историком и популяризатором русской классической литературы, лауреатом Литературной премии им. И.А.Гончарова, она представляет собой увлекательный путеводитель по художественному тексту знаменитого гончаровского шедевра во всех содержательных уровнях и гранях - от социально-бытовых (злободневных) и фольклорных до мифопоэтических и символических.
http://2.bp.blogspot.com/-suyYWsx9mdM/Ud_oOVJbyKI/AAAAAAAAIBI/s2_v0WhnORg/s200/1.jpg2.Русская литературная критика XVIII-XIX веков. - М., 2008 (в соавторстве).
Настоящий курс создан на основе лекций по истории русской литературной критики XVIII-XIX веков, многие годы читаемых проф. В.А.Недзвецким и доц. Г.В.Зыковой на филологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова.
3.Русская "деревенская" проза. - М., 1999 (в соавторстве).
В свете общечеловеческих духовно - нравственных, этических и эстетических ценностей русского крестьянства в книге проанализированы основные произведения Ф. А. Абрамова, В. И. Белова, В. М. Шукшина, В. Г. Распутина, а также таких из их непосредственных предшественников, как Е. И. Замятин и А. П. Платонов. Специальная глава посвящена истокам отечественной `деревенской` прозы нашего столетия в русской классической литературе - от Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Д. В. Григоровича и И. С. Тургенева до Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Г. И. Успенского и А. П. Чехова.
4.От Пушкина к Чехову. - М., 2002.

 

http://4.bp.blogspot.com/-dpf7s1yQGxg/Ud_oOdHzscI/AAAAAAAAIBM/GaOqjKbmWsk/s200/3.jpgАвтором настоящего пособия по-новому прочтены такие вершинные произведения русской литературной классики, как "Евгений Онегин" Пушкина, "Герой нашего времени" и "Смерть Поэта" Лермонтова, "Мертвые души" Гоголя, "Записки охотника", повесть "Ася" Тургенева, "Обрыв" Гончарова, "Бедные люди", "Записки из Мертвого дома" и "Братья Карамазовы" Достоевского, "Смерть чиновника" Чехова.
 5.И. С. Тургенев. Логика творчества и менталитет героя. - М., 2011.
Курс состоит из двух разделов: "Логика творчества" и "Менталитет героя". В первом раскрываются общелитературные и личные стимулы, предопределившие закономерное формирование Тургенева, поэта, драматурга, очеркиста и автора глубоко оригинальных повестей, в качестве одного из классиков русского и мирового романа.
В разделе втором проделан обстоятельный анализ ментальных ценностей, отличающих центральных тургеневских героев и героинь и определивших как их своеобразие среди персонажей других русских писателей XIX века, так и глубокий драматизм их судеб.
http://4.bp.blogspot.com/-RJcbA6R30EQ/Ud_oPhBqHiI/AAAAAAAAIBY/ULCClGpwZsQ/s200/4.jpg 6.Русский роман ХIХ века. Спорные и нерешенные вопросы жанра. - М., 2013.
Автор предлагает читателям хорошо аргументированные ответы на дискуссионные вопросы о содержательных формах пушкинского "Евгения Онегина", романной "трилогии" Гончарова, романного "пятикнижия" Ф.М.Достоевского, "Былого И дум" А.И.Герцена. Отдельная самобытная тенденция отечественного романа раскрыта на примере романа Н.С.Лескова "Некуда".
 7.Статьи о русской литературе XIX-XX веков. Научная публицистика. Воспоминания.- Нальчик,  2011.
Большая часть вошедших в книгу известного историка литературы В.А. Недзвецкого статей посвящена шедеврам русского романа - от `Евгения Онегина` и `Героя нашего времени` до романной антиутопии Е. Замятина `Мы` и `Пряслиных` Ф.А. Абрамова. Также представлены работы во вопросам современного литературоведения и воспоминания автора о своем военном детстве и студенческой поре в МГУ.
8. И.А. Гончаров - романист и художник. - М., 1992.
http://4.bp.blogspot.com/-tcoQpeezauU/Ud_oQnCyaiI/AAAAAAAAIBg/kVG2dzEntXU/s200/5.jpg9.Русский социально-универсальный роман XIX века. Становление и жанровая эволюция. - М., 1997.
Оглавление: I. Синкретическая форма. 1 . «Евгений Онегин»: романизация стихотворной формы и создание поэзии «свободного романа». 2. «Герой нашего времени»: драматизация повести и романизация драмы. 3. «Мертвые души»: замысел и драма художественной проповеди. II. «Персональный» роман испытания (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев). 1. Судьба традиции. 2. Основные компоненты и структура формы. 3. Испытание героя действительностью и действительности героем. 4. Романный мифологизм. III. Универсально-синтетическая фаза (Ф.М. Достоевский, Л. Н. Толстой). 1. Путь к художественной онтологии. 2. Романический эпос и романизированная мистерия.
10.История русского романа XIX века. Неклассические формы. - М., 2011.
Что такое русский роман лесажевского ("вальтерскоттовского", сандовского) типа? Чем и почему русский семейный роман отличается от его аналогов в западноевропейской литературе? Какие типовые разновидности русского романа вызваны к жизни актуальными гуманитарными "идеями времени"? Как относятся друг к другу роман русского позитивиста и роман о русском "нигилисте"! Что такое отечественный романный эпос общинно-крестьянских устоев? И как необходимо квалифицировать неклассические формы русского романа девятнадцатого столетия в их отличии от формы классической? На этот и сопутствующий ему круг вопросов отвечает настоящая книга заслуженного профессора МГУ, лауреата Литературной премии имени И.А.Гончарова.

 

http://4.bp.blogspot.com/-uG1UVhEHD_s/Ud_oRLmhRBI/AAAAAAAAIBo/au00v1yUzSo/s200/6.JPG11.Романы И. А. Гончарова. - М., 2000.

 

Автор предлагает новое прочтение "Обыкновенной истории". "Обломова" и "Обрыва", а также "географического" романа "Фрегат "Паллада", созданного на материале кругосветного путешествия от Кронштадта до берегов Японии и последующего сухопутного возвращения в Петербург через всю Сибирь. Заключает книгу глава о "Необыкновенной истории" - автобиографической повести, в которой Гончаров рассказал о создании своих романов, особенно "Обрыва". 

 

12.Русская литература XIX века. 1840-1860-е годы. - М., 2010 (в соавторстве).

 

Посвященный русской литературе второй трети XIX века, творцы которой (А.Герцен, И.Тургенев, И.Гончаров, Н.Чернышевский, Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н.Некрасов, А.Фет, Ф.Тютчев, А.Островский и др.) уже при их жизни стали признанными лидерами отечественного и общеевропейского литературного процесса, лекционный курс В.Недзвецкого и Е.Полтавец отличается тонкостью эстетического анализа, выдержанностью концепции и доступностью изложения. 

 

13.Роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?" и его оппоненты. - М., 2003.

 

http://1.bp.blogspot.com/-f9YOk9TLXxs/Ud_oR3WQHSI/AAAAAAAAIBw/CNgpomv3B5A/s200/7.jpgНеобыкновенный успех роман имел у русской радикально настроенной молодежи 60-70-х годов XIX века. Между тем крупнейшие русские художники слова не только не приняли содержательных решений и беллетристических приемов автора "Что делать?", но и выступили с их развернутой критикой. В чем причина этого спора? Кто и в какой мере оказался в нем правым? Таковы главные вопросы, в свете которых в книге анализируются проблематика и литературное своеобразие этого романа, а также отличающие его представления о человеческой природе, причинах ее деградации и способах возрождения.

 

 14.И. С. Тургенев.- М., 2000 (в соавторстве).

 

В настоящем пособии по - новому освещены входящие в школьную и вузовскую программы `Записки охотника`, повести 50 - х годов и доселе полный загадок известнейший роман `Отцы и дети`. Предлагается и строгий `академический` анализ романа, и новое прочтение этого всегда современного шедевра Тургенева. `Отцы и дети` рассмотрены авторами в свете тургеневской философии бытия и в контексте эпохи. Затронуты также некоторые неожиданные аспекты мифосимволического толкования `Отцов и детей` романа, по выражению Н.Н. Страхова, `всегдашнего`.

 

 

 

 

Имя Льва Соломоновича Айзермана известно всем учителям литературы (по крайней мере, большинству). Заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук, учитель литературы и методист. Его книги и статьи популярны среди читающих педагогов. Назову те издания, которые я читала и изучала в последние лет 25.

 

 

Книга Л.С.Айзермана, заслуженного учителя России, проработавшего в школе 60 лет, посвящена судьбам преподавания литературы. Но она не только о школьных уроках литературы. Она о том, как меняется в нашей жизни отношение к литературе, нравственным устоям, духовным ценностям, эстетическим ориентирам. А потому она адресована не только учителю, но и всем, кого волнуют проблемы нашей современной жизни и нашего будущего, судьбы молодого поколения.

 

 

В книге рассмотрена методика обучения учащихся сочинениям о жизни, опирающаяся на лучшее в дореволюционном и советском обществе. Приводятся обучающие уроки и уроки анализа, уже написанного старшеклассниками. При этом главное для автора - научить писать живо, эмоционально, опираясь на лично увиденное и пережитое.

 

http://2.bp.blogspot.com/-P2iT5KOLV4w/UOVptGk3L6I/AAAAAAAAGww/QIMf72bQ9c0/s200/4.jpg

 

  • "Литература в старших классах. Уроки и проблемы. Книга для учителя".

 

Известный учитель-словесник, пятьдесят лет проработавший в школе, предлагает систему преподавания литературы в старших классах. В книге содержатся конкретные методические рекомендации по изучению сложных программных тем (творчество писателей-классиков и современных авторов XX века), советы по работе над сочинением. Книга имеет практическую направленность.    

 

  • "Уроки, литература, жизнь".

 

В центре внимания автора - 7-8 классы, когда завершается знакомство с литературой в восьмилетней школе. Но в предлагаемой вниманию читателей книге пойдет речь не только о том, что отличает уроки именно в этих классах, но и о том общем, что характерно для преподавания литературы.    

 

  • "Зачем я сегодня иду на урок литературы. Записки учителя-словесника, полвека работающего в школе".

 

И если сегодня так сократились тиражи толстых журналов и серьезных художественных книг, то одна из причин - в школьном преподавании литературы. И если дальше школьное преподавание литературы пойдет все в том же направлении, как сейчас, то исторически скоро читающих серьезную художественную литературу будет совсем немного...

 

  • "Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода".
  • "О проблемном изучении в школе комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".
  • "Уроки литературы сегодня".
  • "Дар души и дар глагола".
  • "Испытание доверием. Записки учителя".
  • "Уроки нравственного прозрения".
  • "С углублённым изучением литературы…"
  • "Сочинение о сочинениях".

 

У Льва Айзермана очень много методических и публицистических статей в газетах и журналах: "Новый мир", "Учительская газета", "Знамя", "Континент", "Литература в школе", "Литература".

 

 

 

 

 

 

Литературовед Елена Дмитриевна Толстая

 

http://1.bp.blogspot.com/-_5M6UFq0_Mg/UXJP5MwX3DI/AAAAAAAAHmE/jHIM7vkK7yE/s320/1.jpg    Недавно начала знакомиться с литературоведческими трудами Елены Дмитриевны Толстой. Елена Толстая - доктор филологии, профессор кафедры славистики Еврейского университета в Иерусалиме, автор многочисленных статей и монографий о русской литературе. Внучка писателя А.Н.Толстого.
 1."Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург". - М., 2013.
 Настоящее исследование Е.Толстой "Ключи счастья" посвящено малоизвестному раннему периоду творческой биографии Алексея Николаевича Толстого, оказавшему глубокое влияние на все его последующее творчество. Это годы, проведенные в Париже и Петербурге, в общении с Гумилевым, Волошиным, Кузминым, это участие в театральных экспериментах Мейерхольда, в журнале "Аполлон", в работе артистического кабаре "Бродячая собака". В книге также рассматриваются сюжеты и ситуации, связанные с женой Толстого в 1907-1914 годах - художницей-авангардисткой Софьей Дымшиц. Автор вводит в научный обиход целый ряд неизвестных рукописных материалов и записей устных бесед.
http://3.bp.blogspot.com/-_WdBLZ6d8Ik/UXJP6PvKsmI/AAAAAAAAHmM/y4sy2tXKZ98/s320/2.jpg2."Деготь или мед". Алексей Н. Толстой как неизвестный писатель. 1917-1923". - М., 2006.
В настоящей монографии описывается малоизвестный период в биографии и творчестве Алексея Толстого - его литературная, газетно-журнальная и общественная деятельность в Москве и Одессе во время революции и Гражданской войны. Впервые публикуются статьи Толстого, печатавшиеся в московской и одесский прессе в 1918-1919 годы, а также некоторые его художественные произведения начала 1920-х годов. Отдельная глава посвящена ранней версии пьесы "Смерть Дантона" и ее постановке в Москве и Одессе. В свете новых материалов делается попытка переосмыслить эмигрантский период Толстого.
3. "Бедный рыцарь. Интеллектуальное странствие Акима Волынского". - М., 2013.
Аким Волынский - последняя из великих фигур Серебряного века, которая до сих пор остается неисследованной. Е.Толстая проделала большую работу в архивах и восстановила те главы биографии А.Волынского, которые оставались неизвестными: его ранний сионизм и дебют в еврейской печати, его жизнь между двух революций, его занятия в революционные годы, а главное - рассмотрела его совершенно неизвестные труды середины двадцатых годов, посвященные сравнительному описанию еврейской культуры во всех ее аспектах - таких, как телесность, одежда, речь, жест, танец и т.д. Волынский также сыграл роль ментора в становлении еврейского театра "Габима" и безоговорочно поддержал театр в его борьбе за право на существование в советской России.
http://3.bp.blogspot.com/-8icqYbSimFs/UXJP8LGRYZI/AAAAAAAAHmc/GuMK0iiB_AE/s320/4.jpg4."Мирпослеконца. Работы о русской литературе ХХ века". - М., 2002.
Елена Толстая - израильский филолог, преподаватель русской литературы, доцент Hebrew University в Иерусалиме, автор монографии о Чехове. Ее работы об Андрее Платонове, выходившие за границей, лишь частично известны российскому читателю. В настоящую книгу, наряду с циклом статей о Платонове, входят работы, посвященные "белым пятнам" в творческой биографии Алексея Толстого, публикуются его неизвестная ранняя пьеса и первый набросок к "Хождению по мукам". Специальный раздел посвящен замечательному русскому критику-символисту Акиму Волынскому, работы которого до сих пор не возвращены читателю. В книгу также вошли статьи о Булгакове, Пастернаке и Николае Островском.
http://3.bp.blogspot.com/-fSJn8D0znA8/UXJP9WecNbI/AAAAAAAAHmk/ZJIdChVNAs8/s320/5.jpg5."Поэтика раздражения". - М., 2002.
В книге рассматривается период вхождения Чехова в большую литературу: в центре ее "Рассказ неизвестного человека", который, как показывает автор, отражает проблематичные отношения Чехова с Мережковским и его женой Зинаидой Гиппиус. Специальные главы посвящены сотрудничеству Чехова в журнале "Северный вестник", его взаимоотношениям с ведущим критиком журнала А.Волынским, пьесе "Чайка" в этом аспекте, а также первой невесте Чехова и бурной истории их ссор и примирений. Для настоящего издания книга дополнена новой главой, в которой впервые вводятся два современных Чехову "романа с ключом", где изображен сам писатель.
6."Западно-восточный диван-кровать". - М., 2003.
В книге собрана проза Елены Толстой, известного иерусалимского филолога-слависта, автора книги "Поэтика раздражения" и др. Ее тексты, будь то рассказы о ленинградском детстве или квартирном вопросе в Иерусалиме, обращены к объективной "словесной" реальности - их можно назвать "литературой факта". Объекты для своих деконструкций автор выбирает самые разнообразные: краеведческий сборник 1884 г., словарь псевдонимов, старая газета, сегодняшний листок объявлений - все становится поводом для веселой игры и увлекательного, пластичного и яркого повествования.